Вернуться к обычному виду

Разъяснения по вопросам применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров

Разъяснения по вопросам применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров

Разъяснения даны по следующим вопросам:

1) Представление отчетности, содержащей реквизиты прослеживаемости, казенными учреждениями.

В соответствии с положениями статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) при передаче собственником имущества на праве оперативного управления право собственности не переходит. Учитывая использование казенным учреждением имущества на праве оперативного управления, которое имеет статус государственной собственности, а также отсутствие в Положении о национальной системе прослеживаемости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2022 № 1108 (далее – Положение), сведений об участии Российской Федерации в системе прослеживаемости товаров в качестве участника оборота товаров, обязанность по представлению отчётности у такого учреждения, не являющегося собственником имущества, в рамках системы прослеживаемости не возникает.

При возникновении последующих операций, влекущих прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, которое подлежит прослеживаемости, учреждение может стать участником документооборота в соответствии с пунктом 2 Положения.

2) По вопросу отнесения к участникам оборота прослеживаемых товаров нотариусов.

Правила национальной системы прослеживаемости товаров (далее – НСПТ) распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые совершают операции с прослеживаемыми товарами. Они признаются участниками оборота таких товаров (п. 2 Положения). В соответствии с пунктами 2, 3 Положения прослеживаемость осуществляется в отношении импортных товаров, включенных в Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости и находящихся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Прослеживаемости подлежат товары, находящиеся в собственности у участника оборота, если их код по ТН ВЭД ЕАЭС указан в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости (п. 2 Положения, письмо ФНС России от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9015@), в том числе товары, приобретенные для производственных целей (пункт 1 письма ФНС России от 12.05.2021 №  ЕА- 4- 15/6469@).

Нотариусы в рамках своей профессиональной деятельности не осуществляют предпринимательскую деятельность (статья 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Судом Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-1).

При возникновении последующих операций, влекущих прекращение права собственности на имущество, которое подлежит прослеживаемости, нотариус может стать участником документооборота в соответствии с пунктом 2 Положения.

3) По вопросу отражения в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, операций по реализации товара, подлежащего прослеживаемости, в адрес покупателей-неплательщиков НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) при совершении операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в том числе лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж.

В соответствии с пунктом 2 Положения под «прослеживаемостью» понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием НСПТ, которая представляет собой информационную систему, обеспечивающую сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров. Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, являются участниками оборота товаров.

Получение документов участниками оборота товаров для подтверждения того, что контрагент-покупатель прослеживаемых товаров не является плательщиком НДС, Положением не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 13 Положения участники оборота товаров выставляют счета-фактуры, в том числе корректировочные, оформляют универсальные передаточные документы, а также универсальные корректировочные документы в электронной форме по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с отражением в них реквизитов прослеживаемости и передают универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Участники оборота товаров-покупатели должны обеспечить получение электронных счетов-фактур также по телекоммуникационным каналам связи (пункт 1.2 статьи 169 Налогового кодекса).

Формат счета-фактуры в электронной форме, в которой учтены реквизиты прослеживаемости, утвержден Приказом ФНС России от 19.12.2018 №  ММВ- 7- 15/820@.

Случаи, когда электронные счета-фактуры, в том числе корректировочные, при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, могут не выставляться, перечислены в п. 1.1 ст. 169 169 Налогового кодекса.

4) По вопросу выставления продавцом корректировочного счета-фактуры к счету-фактуре по реализованному до 08.07.2021 товару, подлежащему прослеживаемости, которому покупателем присвоен регистрационный номер партии товара (далее – РНПТ).

Выставление продавцом корректировочного счета-фактуры к первичному счету-фактуре производится, когда существует ряд оснований, позволяющих покупателю отказаться от товара и вернуть его продавцу, например, в соответствии со статьей 475 Гражданского кодекса в случае отказа покупателем от товара, если существенно нарушены требования к качеству товара. В этом случае отказа от исполнения договора и возврата товара продавцу реализация товара считается несостоявшейся, покупатель возвращает продавцу товар, который принадлежит продавцу (переход права собственности к покупателю считается несостоявшимся). Именно поэтому при возврате товара по основаниям, предусмотренным ГК РФ, покупатель не должен выставлять счет-фактуру продавцу (эта отгрузка не связана с реализацией).

В случае возврата товара покупателем, по общим правилам, продавец выставляет корректировочный счет-фактуру без указания реквизитов прослеживаемости, так как операция реализации осуществлена до 08.07.2021. Соответственно, продавец не может получить вместе с товаром РНПТ, который присвоен по Уведомлению об остатках покупателя.

В таком случае, в соответствии с пунктом 31 Положения по РНПТ, фактически полученному покупателем, покупателю необходимо подать корректировочное Уведомление об остатках, в котором не должно быть возвращенного товара, то есть он будет аннулирован.

Если же товар возвращен частично, то в корректировочном Уведомлении об остатках покупатель должен указать количество товара без учета возвращенного товара: РНПТ останется прежним, но уменьшится количество товара, за которым этот РНПТ закреплен.

Корректировочное Уведомление об остатках покупателю необходимо направить не позднее первого рабочего дня, следующего за датой возврата товара. Согласно пункту 1 Приложения № 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ в корректировочном Уведомлении об остатках в строке 1 указывается номер первичного уведомления, в строке 3 – номер корректировки, а в строке 15 – РНПТ.

Если в дальнейшем продавец будет реализовывать этот товар или утилизировать его, то продавцу в соответствии с пунктом 28 Положения необходимо подать в инспекцию Уведомление об остатках и получить новый РНПТ.

5) По вопросу выявления несоответствия информации, содержащейся в книге покупок покупателя и книге продаж поставщика, иных документах.

При обработке сведений, содержащихся в НСПТ, в автоматизированном режиме выявляются следующие расхождения:

а) формируемые при сопоставлении реквизитов прослеживаемости, отраженных в налоговой декларации по НДС либо Отчете об операциях продавца и покупателя:

- отсутствие записи о счете-фактуре у продавца в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях;

- количество товара, указанное в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает с количеством товара, указанным в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях у покупателя;

- стоимость товара, указанная в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает со стоимостью товара, указанной в счете-фактуре (УПД) в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях у покупателя;

- данные счета-фактуры (УПД) в книге продаж в налоговой декларации по НДС или в Отчете об операциях агента (комиссионера) не соответствуют данным счета-фактуры (УПД), отраженным у принципала (комитента) и у покупателя (риск срабатывает по одному или нескольким реквизитам прослеживаемости (РНПТ, стоимости товара, количеству товара);

б) формируемые при наличии несоответствия реквизитов прослеживаемости, отраженных в налоговой декларации по НДС, Отчете об операциях, счете-фактуре либо УПД, реквизитам, имеющимся в НСПТ:

- в системе прослеживаемости отсутствуют сведения о поступлении товара с указанным РНПТ (нет зарегистрированных сведений о декларации на товары, уведомлении о зарегистрированных остатках или ввозе товара в Российскую Федерацию из ЕАЭС);

- количество реализованного по счету-фактуре или УПД товара, превышает количество ввезенного товара;

- в счете-фактуре (УПД) указана единица измерения, отличная от указанной в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости).

6) По вопросу направления Уведомления об имеющихся остатках товара, подлежащего прослеживаемости, на несколько первичных документов.

Согласно порядку заполнения Уведомления об остатках (Приложение № 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@), в строке «9а» отражается номер сопроводительного документа, указанного в строке «9».

При этом возможность перечисления номеров счетов-фактур через знак «;» либо отражения подстрок, данным порядком не предусмотрена.

Вместе с тем, допустимо указывать номера сопроводительных документов через знак «;» в строке «9а», если сопроводительных документов два или более, так как согласно таблице «4.10» Приложения № 11 к приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ размерность формата элемента «Номер первичного документа» (НомПервичДок) составляет от 1 до 255 знаков.


Возврат к списку