Прокуратура Октябрьского района сообщает:В прокуратуре Октябрьского района открыта горячая линия по вопросам невыплаты заработной платы 8(34678)32-8-77; 8(34678) 20-8-31
Сообщить о невыплате заработной платы, иных нарушениях трудовых прав работников, связанных с оплатой труда, граждане могут как лично так и анонимно. По поступившим обращениям при наличии оснований в отношении работодателей будет инициирована прокурорская проверка.
В своих жалобах пользователи жилых помещений ратуют на низкий температурный режим в квартирах, на не надлежащее давление в трубах теплоснабжения, на отсутствие видимой работы управляющей компании по содержанию мест общего пользования много квартирных домов. Добросовестные пользователи жилых помещений оплачивают коммунальные услуги по тепло-водоснабжению, по содержанию домов из семейного бюджета достаточно солидную часть и справедливо возмущены качеством предоставляемых услуг. Некоторые из пользователей жилых помещений, не оплачивают в полном объеме по вышеуказанным причинам коммунальные услуги. За защитой своих прав жители Октябрьского района обращаются не только в прокуратуру, но и в суд, к главам администраций поселений, в вышестоящие инстанции. Разрешение данных споров затягиваются на месяцы, года. В свою очередь для защиты своих интересов предприятия жилищного хозяйства района обращаются в суд, издаются судебные приказы, приставы описывают имущество, для погашения существующей задолженности. В конечном итоге страдает рядовой потребитель, отчасти растут долги у предприятий по заработной плате перед своими работниками и налоговыми органами. Цель данной публикации разъяснить пользователям жилых помещений, каким образом можно защитить свои права при предоставлении им, некачественно предоставленных коммунальных услуг предприятиями ЖКХ района. Можно привести следующие примеры из юридической практике прокуратуры района. В результате проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района в 2010 году по коллективному заявлению ответственных квартиросъемщиков К. и В., проживающих в п.г.т. Приобье по ул. Речников, что на протяжении 4 – х лет, в период с 2006 года по 2009 год пользователи жилых помещений неоднократно обращались в управляющие компании ЖКХ муниципального образования п.г.т. Приобье и к руководителю предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования городское поселение Приобье по проведению в соответствие с нормами параметры температурного режима в жилых помещениях, в которых они проживают. Подачу тепла в жилые помещения поставляло МП ЖКХ МО городское поселение Приобье, обслуживание дома производило МП «ЭГК». В интересах жильцов в суд для рассмотрения прокурором района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ направлены исковые заявления с требованием о перерасчете размера оплаты за некачественные предоставленные по теплоснабжению услуги. При рассмотрении исков в суде истец и ответчик предоставляли доказательства, защищая свои интересы. В итоге на сегодняшний день имеется решение Октябрьского районного суда о понуждении к перерасчету предприятие ЖКХ за некачественные предоставленные услуги пользователям жилых помещений. При рассмотрении исков в суде стороны столкнулись с проблемами, которые могли и не быть, если бы исполнитель (предприятие ЖКХ) и потребитель (пользователь жилого помещения) соблюдали установленные жилищным законодательством определенные Законом требования. Согласно п. 49 Постановления Правительства РФ от 23 мая а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; ж) производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. Согласно п. 75, п. 76 вышеуказанного Постановления исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. В соответствии с 60 Постановления при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 в Правилах к Постановлению продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг. В случае если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором. В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). К нашему примеру, в настоящее время в МП ЖКХ п. Приобье действует диспетчерская служба, которая принимает сообщения по т. 33-092. В каждом поселении должны существовать подобные диспетчерские пункты. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции (расположена в г. Нягани) и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил; Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в предусмотренных договором следующих случаях: а) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам; в) если давление сетевого газа в жилом помещении не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; д) если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме, ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период; е) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении; ж) потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в других случаях, предусмотренных договором. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как видите при соблюдении установленных законодателем требований по предоставлению и использованию коммунальных услуг, потребителю легче будет защитить свои права, в общении с предприятием ЖКХ, так и в суде. Уведомления, зарегистрированные сообщения, акты о некачественном предоставлении коммунальных услуг, акты совместных проверок с представителями жилищной инспекции – в суде признаются доказательствами, некачественно предоставленных потребителю услуг. При наличии данных доказательств у потребителя коммунальных услуг будет больше шансов в короткие сроки защитить свои права и проживать в комфортных условиях, а если нет таких условий, то экономить на перерасчете семейный бюджет. Заместитель прокурора района В.Н. Шантуров
|